achepkunov (achepkunov) wrote,
achepkunov
achepkunov

Патернализм, творчество и коммунизм.



Нашему населению, среди прочих, привит ложный тезис о том, что коммунизм/социализм подавляет творчество, инициативу, саморазвитие. Что ему присуща надежда на папу, который решит все проблемы. И, наоборот, при капитализме расцветают творчество и саморазвитие.


Тезис этот, крайне вредный, вбит в советские головы в перестройку, а перед этим была подготовлена и почва под него. И те, кто это «схавали», транслируют это следующему поколению. Но это именно специально сконструированная ложь, а никак не свойство коммунизма.

Начать с того, что коммунизм в принципе ставит своей целью развитие человека. Это вообще главная задача коммунизма. Как можно было про это не вспомнить? Справедливое распределение — всего лишь способ выполнения этой задачи.

«А как же централизованное планирование?», — спросят некоторые. Но ведь план производства это не план действий и, тем более, не пошаговая инструкция. И это тоже всего лишь способ максимально эффективно использовать трудовые ресурсы, чтобы не тратить их на производство ненужного и на конкуренцию и быстрее дать возможность людям развиваться комплексно. Но даже для выполнения плана у людей была возможность, а, зачастую, и необходимость выбора действий. Творчество приветствовалось и даже было абсолютно необходимым, чтобы из отсталой в техническом и экономическом плане страны построить передовую страну, обогнавшую соседей на десятки лет в самых высокотехнологичных отраслях! Сталин что ли все формулы лично выводил? Ну хорошо, не Сталин, что, только главные конструктора? Все-же был творческий поиск на всех уровнях. Возможно, не все понимают: мирный атом или спутник — это не тетрадка с секретными формулами. При том, что это тоже гениально, этого абсолютно недостаточно, это огромные по объему производственная, технологическая, организационная задачи. Огромные. Просто придумывая новую этикетку для Кока-Колы можно считать себя свободной и творческой личностью, но невозможно даже представить масштаб тех задач, не говоря уж о том, чтобы понять их сложность и необходимый для их решения уровень интеллекта.

А как устроены современные корпорации? Там точно такие же планы. Причем, чем корпорация крупнее, тем она успешнее. А как сейчас «приветствуется» инициатива во многих крупных корпорациях, я примерно знаю: никому ничего не надо. Одиночки — да, могут что-то пытаться сделать. И если повезет, и все получится, то их счастливый миг — продажа удачного стартапа инвестору. Самых удачливых показывают по телевизору как воплощение «американской мечты». А то, что разорившихся в десять раз больше — ничего страшного: в условиях рынка за право на творчество надо платить. Некоторые даже считают, что это справедливо.

Но творчество было не только техническим. Советский балет — чуть не мем. Театр раньше привлекал не порнухой. Те фильмы можно пересматривать десятки раз. Это — на «культурном Олимпе». В массах была художественная самодеятельность везде, где можно, и мы по праву назывались самой читающей нацией.

Патернализм — да, был. И он, в итоге, был одной из причин развала СССР. Но не было ли это пережитком царского общества с царем-батюшкой, например? (Конечно, не только это, ЦК тоже патернализм взращивало, я здесь просто хочу показать, что патернализм не специфическая особенность социализма) А мнение о том, что добрый директор фирмы тебя кормит —не патернализм большинства рабочего класса в капстранах? А японский патернализм? И, как бы ни было, ведь творчеству патернализм никак не препятствует.

Люди, будьте бдительны!

Карикатура Алексея Меринова


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments