achepkunov (achepkunov) wrote,
achepkunov
achepkunov

Как низкопробной литературой уберечь от наркотиков?



Эвелина Ахмедова, психолог Низкопорогового центра «Остров» (работают с потребителями инъекционных наркотиков): – Профилактику наркотиков, если и проводить, то точно не в таком виде. Такие книги, а тем более из Америки, где другой менталитет, другие ценности... Такое может говорить только эксперт и то в определенных моментах и ситуациях. Это такой щепетильный момент, чтобы просто давать читать книги. Тем более на уроках литературы, тем более в 14 лет.


О чем эта цитата? О книге — дневнике наркоманки из США. Книга, предположительно, — сборник реальных историй пациентов одного американского психолога. Первый раз книгу издали в 1971 году в США, но, по требованию общественности, во многих штатах была запрещена и изъята из библиотек [Иван-Чай].

А интерес эта книга вызвала потому, что мать семиклассника одной из казанских школ — Лидия Сафина — обнаружила эту книгу среди обязательных к прочтению и возмутилась этим фактом на своей странице в ФБ. Казанский репортер, который заинтересовался этим делом, приводит мнение и других экспертов, с разными взглядами на жизнь. Все эксперты с указанием мест работы высказались или против этой книги вообще, или, по крайней мере, против изучения ее в курсе литературы и перенос ее в ОБЖ, т.к. литературной ценности она не представляет. Только один «просто психолог» (т.е. без указания должности) сказала примерно следующее сама она эту книгу не читала, но от информации нельзя закрыться, поэтому пусть дети читают эти ужастики, может, хоть испугаются.

Как же такая книга попала в школьную программу? Оказывается, это не какая-то маргинально-самостийная, а вполне респектабельная, отмеченная госпремией (премия Правительства РФ в области образования за 2008 год) образовательная система «Школа 2100». Именно в эту «Школу» входит передовой учебник по литературе за седьмой класс, написанный одним из соавторов всей системы Р. Н. Бунеевым. Следует признать, что это действительно комплексно проработаная система, создание которой — титанический труд. И в декларативной части там все хорошо: патриотизм, трудолюбие, знания (те самые, которыми, оказываются, напрасно пичкают), культура, нравственность, добрые дела и т.п. Поэтому оценить появилась в ней эта книжка как случайный вывих, или это органическая часть системы, — очень сложно.

За то, что это не случайность, говорят некоторые косвенные признаки:

* слишком большой акцент на индивидуальные особенности ученика (вплоть до «Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории»)

* Петерсон в математике (я математику знаю достаточно хорошо, в т.ч. ее восприятие детьми, и поэтому согласен с мнением, что попытка ввести алгебру в начальных классах, когда дети в массе своей не готовы воспринимать такие глубокие абстракции, приводит к зазубриванию и потере интереса к математике; по другим предметам тоже, возможно, спорные авторы, но там я совсем не компетентен)

* в разделе «Воспитание» проскакивает толерантность, причем и в семье, и в нацотношениях (это не просто слово из «чужого» лексикона; вот, например о формировании мировоззрения: «Способствовать процессу самостоятельного постепенного выстраивания целостного мировоззрения школьника: 1) знакомить с современным многообразием типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, их различий при объяснении происходящего в мире; 2) на основе этого многообразия стимулировать школьника к выработке своих собственных ответов на основные жизненные вопросы, которые ставит его личный жизненный опыт; …» — похоже, что для авторов все мировоззрения допустимы)

* относительность добра («жизнь не похожа на сказку, что она сложнее и противоречивее, в ней постоянно встречаются ситуации, требующие непростого нравственного выбора между разным пониманием добра разными людьми, между добром для одних и злом для других и т.д. и каждый делает этот выбор сам, поскольку не существует готовых единственно правильных решений и т.д.»)

А может у меня излишняя паранойя? Ведь, повторюсь, в программах очень много хорошего. В той же воспитательной части, причем не в декларациях «за все хорошее», а в качестве конкретной темы урока приводится «Азбука нравственности» Сухомлинского:

• Вы живёте среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо.

• Вы пользуетесь благами, созданными другими. Люди дают вам счастье детства, отрочества и юности. Платите им за это добром.

• Все блага и радости жизни создаются трудом и только трудом. Без труда нельзя честно жить.

• Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте слабым и беззащитным. Не делайте людям зла. Помогайте в беде товарищу. Уважайте, почитайте мать и отца.

• Проявляйте нетерпимость к тем, кто не заботится об интересах общественных.



Но как бы там ни было, по крайней мере вынесенную в заголовок ошибку необходимо исправить. А профессиональному сообществу, настроенному на возрождение страны, и на возрождение образования, как необходимого для этого условия, нужно проверять такие программы и придавать гласности найденные деструктивные элементы. А еще лучше — разработать свою систему, гарантированно избавленную от всяких «закладок». Хотя это, конечно, будет такой же, как у авторов «Школы 2100», титанический труд, но с меньшими шансами на высокую оценку со стороны Правительства.

UPD: конкретно по этой книге ситуация была исправлена на федеральном уровне два года назад, и этот случай уже можно отнести к «перегибом на местах», Но ведь несколько лет книга была в программе, и, видимо, была убрана после аналогичного скандала в другом регионе. А сколько нас ждет еще открытий чудных?..


Tags: Школа2100, образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments