achepkunov (achepkunov) wrote,
achepkunov
achepkunov

История Болонского процесса (начало)



С конца 80-ых годов прошлого века в Европе начались разговоры о том, что надо реформировать систему высшего образования. Эти разговоры привели к подписанию в 1999-ом году министрами образования 29 европейских государств Болонской декларации. Работа по претворению её в жизнь стала называться Болонским процессом. Т.е. Болонский процесс — относительно недавнее европейское новшество.

Одна из целей, прописанных в декларации — гармонизация систем образования, прежде всего высшего, стран Европы.

Декларируется далее, что единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования европейских стран взять всё лучшее, что есть у партнеров - за счет повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепления связей и сотрудничества между вузами Европы и т.д. В результате единая Европа, якобы, приобретет большую привлекательность на мировом образовательном рынке.

Как повышение мобильности, т.е. возможности перевестись из худшего вуза в лучший поможет худшему вузу повысить качество обучения? Рыночники скажут, что вуз, чтобы удержать студентов, станет лучше. Но во-первых посмотрите на взгляд японца на рыночную экономику в России, а во-вторых вуз это даже не производство, которое можно купить, развернуть, обучить персонал и вперед. Вуз — это научные школы, сообщества ученых, подготовка которых это не то же самое, что подготовка оператора пилорамы. С другой стороны, обучение — это не только чтение лекций, это еще и контроль со стороны преподавателя за тем, как студент усваивает материал, и общение с преподавателем, в процессе самомтоятельной работы студента над какой-либо научной задачей, поставленной преподавателем. И поэтому увеличение числа студентов в хорошем вузе будет приводить к ухудшению его качества. Поэтому на прием переводящихся студентов стоит барьер, аналогичный барьеру при приеме абитуриентов на первый курс.

Вторая цель Болонского процесса — создание среды для непрерывного обучения. Т.е. студента, получившего диплом ориентируют на то, чтобы он при попытке смены специальности опять должен прийти в вуз и потратить несколько лет жизни, и денег (своих или бюджетных). И эта цель как-раз выполняется хорошо. Ведь это выгодно всем вузам. Тут надо поискать статистику, но по моим ощущениям даже в России сейчас уже почти норма — второе высшее образование, а нередко люди получают еще и третье. Раньше по-моему считалось, что диплом это показатель того, что человек может освоить соответствующий уровень сложности в любой сфере деятельности (исключая медицину).

Продолжение следует.


Tags: болонский процесс
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments