achepkunov (achepkunov) wrote,
achepkunov
achepkunov

«Котёнок Гав» или о добрых сказочниках

Оригинал взят у fohlen в «Котёнок Гав» или о добрых сказочниках
Современный масскульт, как может, увиливает от воспитательных целей, поскольку детей не любит, не понимает, и видимо искренне полагает, что детей можно кормить отбросами рафинированного примитива с идеологической начинкой, который пресыщенных потребителей в годах уже не радует. Так и слоняются многочисленные беспризорники по инфо-свалке...

Всё-всё, обещаю, дальше будет только доброе и светлое, без мрака и ужасов, ну или почти без них --  Оле-Лукойе покрутит над всеми нами знакомый разноцветный ретро-зонтик...

На излете Российской Империи родился мальчик по имени Лев, которому предстояло много-много лет разговаривать с советскими детишками о самом важном: о долге, о любви, о преданности, о жадности, о власти и даже о том, как понять, что есть, а что только кажется.
Как обычно и бывает с историей, пока я не захотела поговорить с тобой, уважаемый читатель, о том, насколько толково можно сделать мультик, имея — всего ничего — талант и принципы, я и не подозревала, насколько львиную долю известных советских мультфильмов, награжденных всяческими международными премиями, режиссировал один и тот же человек.
Фильмография Льва Атаманова завораживает и слегка подавляет недоступным нашему времени величием:
Самые разнообразные сказки — китайская «Жёлтый аист» и андерсеновская «Снежная королева», аксаковская (а в истоках своих русская народная) «Аленький цветочек» и армянская «Волшебный ковёр», индийская «Золотая антилопа» и современная советская «Ключ»... Философские притчи для взрослых «Велосипедист» и «Забор» и ленты для самых маленьких «Сказка про чужие краски», «Шутки», «Котёнок Гав». Лирические зарисовки «Скамейка», «Букет» и политический памфлет «Это в наших силах», фантастические «Новеллы о космосе» и юмористические, для всех возрастов, «Балерина на корабле», «Выше голову!», «Пони бегает по кругу»...
Все мы, так или иначе, знакомы с ним сквозь его творения. Удивительный был человек. Говорил про искусство просто и без излишеств:


Цель искусства вообще и мультипликации в частности заключается, по-моему, в следующем: помогать ориентироваться в жизни. Помогать разбираться в море чувств, страстей, характеров, поступков, событий... Помогать отличать правду от лжи и полу-правду от полу-лжи... Помогать искреннему и доброму человеку бороться со злом или хотя бы противостоять самому плохому, что есть на земле: подлости, приспособленчеству, равнодушию, цинизму. Помогать всем и каждому становиться добрее и благороднее.
Вы, наверное, заметили: помогать — это самый главный глагол в разговоре о предназначении Художника. Искусство — это Ариаднин клубок, ведущий человека в жизни.
Какое огромное счастье — жить. Видеть леса и горы, море и солнце и под действием его лучей почти мгновенное изменение света и цвета всего видимого. Из окна поезда смотреть на проносящиеся бесконечные поля, ощущать их дыхание.
Какое счастье — лёжа на земле и задрав голову, видеть небо. Глядеть, как клубятся облака, образуя то одну, то другую форму, и не утверждаясь ни в одной. А потом перевернуться, перекатиться по земле и уткнуться носом в траву и увидеть, как вдруг чуть дрогнула травинка-былинка, потому что по ней ползёт некое существо величиной с пылинку. И это существо, каким-то неведомым нам радаром ощутив твоё присутствие, испуганно замирает. Потом, твёрдо убедившись, что ему ничто не угрожает, продолжает свой путь, перебирая не видимыми невооружённым взглядом ножками.
Как самое великое счастье описывают космонавты зрелище нашей голубой планеты, плывущей в космическом пространстве. Но ещё большее счастье — видеть людей, понять их мысли и уловить чувства.
Добро и зло, любовь и ненависть, веселье и уныние, сочувствие и безразличие. Много таких понятий, и ещё больше их мельчайших нюансов. Они сталкиваются и борются в людях. Борются и в одном человеке.
Создание образа человека и есть главная задача литературы и всех видов искусства. Если убедителен образ, носитель идеи, доводится до зрителя и сама идея, становится убедительной мысль и направленность произведения.


Видите, сколько истинный творец может уместить в паре абзацев! А в мультик на три с половиной минуты для широкой аудитории он может компактно упаковать проблематику бытия, восприятия, взросления, ностальгии и отношения отцов-детей. Невозможно?




P. s. И таки да, про весьма неоднозначного сценариста этого мультфильма Григория Остера скажем словами его же персонажа:
— Когда я вырасту, мне тоже подарят намордник!
— Зачем?
— Чтобы я не кусался.
— Но ты же не кусаешься!
— А вдруг мне захочется?


Он вырос, зверски захотел кусаться, но намордник ему так и не подарили, потому что нынче собаки-кусаки в тренде:

В конце 1990-х Михаил Эпштейн и Александ Генис включили Григория Остера в список «Кто есть кто в русском постмодернизме». Интересно, что в этом списке, состоящем из 170 имен, Остер – единственный детский писатель, который «сделал вклад в развитие посттоталитарной русской литературы».

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments